Дьявол является наследством широко распространенной склонности человечества приписывать происхождение зла нечеловеческому источнику. В первобытных обществах считалось, что зло и несчастья исходят от богов. Силы, создавшие Вселенную и управляющие ею, являются единоличными творцами всего сущего, и ответственность за существование зла возлагалась на них в три же степени, в какой отдавалось должное за проявления добра. В вопросах слишком обыденных, чтобы находиться в ведении богов, ответственность за беды и страдания возлагалась на злых духов, менее могущественных, чем боги, зато более многочисленных. Древние иудеи верили во множество разнообразных сверхъестественных существ и приписывали им злые влияния. Изначально Ягве рассматривался всего лишь как один из многих богов. Другие боги принадлежали соседям иудеев и расценивались пророками Ягве как злые силы, враждебные Ягве и его народу. Ранние христиане не отказывались и от языческих богов, но считали их реальными злыми существами – демонами. Древнее представление о Ягве как об одном из многих богов сменилось верой в то, что он является Единственным Творцом Вселенной и всего находящегося в ней, как это описано в Книге Бытия. Из этого логически следовало, что сам Ягве должен был быть источником зла и добра одновременно, как это сказано у пророка Амоса: «Будет ли в городе зло, если Господь не сотворит его?» То же утверждается и у пророка Исайи: «Я творю свет и делаю тьму; я устанавливаю мир и порождаю зло; я, Господь, – творец всего». И снова в Экклезиасте: «Добро и зло, жизнь и смерть, нищета и богатство исходят от Бога». Убеждение, что источник зла находится в Боге, перешло в Каббалу, в которой злые силы исходят или проистекают из сефирот, являющихся эманациями Бога. Этим объясняется относительная незначительность Дьявола в иудейской традиции, по сравнению с христианской, так как наличие сверхъестественной злой силы необязательно, учитывая, что в целом Господь несет благо. В Ветхом Завете Ягве зачастую причиняет зло людям. В одном случае, разгневавшись на иудеев, Ягве внушает Давиду произвести перепись, чтобы потом покарать это преступление и наслать мор, уничтожив 70 000 человек. В других случаях Ягве действует через подчиненных ему духов. Разгневавшись на Ахава и задумав уничтожить его, он собирает вокруг своего престола воинство небесное и говорит: «Кто уговорит Ахава, чтобы он пошел и пал перед Рамофгилеадом?» Воинство небесное принялось нерешительно спорить, пока к Ягве не вышел дух. «Я уговорю его.„ Я пойду и стану лживым духом во языцех всех его пророков». Ягве согласился, и Ахав был благополучно убит. Иудеи верили не только в духов, подчиненных Ягве и окружавших его престол, но и в злобных демонов и волосатых духов, населявших одинокие безлюдные места. Но в этой ранней традиции нет ни малейшего намека на веру в Дьявола – великого Князя зла и главного противника Бога. Фигура Дьявола возникла позднее, и отрывки из Ветхого Завета, изначально не имевшие к Дьяволу никакого отношения, начали использоваться как авторитет для подтверждения его существования.